Новости

  RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен



22.01.2022 17:22
474
О возрождении любимого жанра

Жанр исторического детектива не так уж экзотичен в литературе бывшего Советского Союза, а ныне ‒ России. Пожалуй, у нас он даже более распространен, нежели в других странах, где развивался давно и плодотворно. Для начала нашего исследования следует дать определение этому направлению. Исторический детектив ‒ это поджанр детектива, события которого разворачиваются в прошлом. Также допускается прием, когда современный сыщик занят расследованием событий и преступлений из далекого прошлого. По сути это исторический роман с детективной сюжетообразующей линией.

В нашей стране исторический детектив развивался довольно успешно, рождая занятные произведения о древней, новой и новейшей истории России и республик бывшего Союза. Оно и понятно ‒ история освоения этого огромного пространства содержит множество «темных пятен», насыщена событиями, дающими пытливому исследователю богатейшую пищу для обобщения и осмысления, творческих поисков и интересных сюжетов. Чем всегда и пользовались наиболее продвинутые авторы.

Советский послевоенный детектив

К истокам поджанра относятся аутентичные романы и «уголовные рассказы», созданные в XIX веке Николаем Ахшарумовым и Александром Шкляровским. Эти писатели по праву считаются основателями русского уголовного романа. Эстафету более чем удачно приняли Роман Антропов (цикл романов о сыщике Иване Путилине), Юлиан Семенов (цикл романов о советской разведке), братья Вайнеры (Визит к Минотавру, Эра милосердия).

Однако с середины 80-х годов XX века популярность исторического детектива в нашей стране стала угасать, а затем на десятилетие и вовсе пропала. Справедливости ради, следует уточнить, что в 90-е годы спрос на книжную продукцию вообще был невелик ‒ денежный голод позволял смотреть в сторону книжных прилавков лишь в том случае, если семья потенциального читателя была сыта, обута и одета. Единственным исключением тогда стали книги фантастического жанра ‒ в СССР они долгое время считались огромной редкостью и, воспользовавшись свалившейся свободой, первые частные издатели кинулись перепечатывать всю зарубежную фантастику, включая самую низкосортную.

О возрождении жанра исторического детектива заговорили в середине нулевых. Леонид Юзефович, Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) и Валерий Жмак ‒ вот три столпа российской литературы, непосредственно «приложивших руку» к появлению лавинообразного интереса к почти забытой теме.

Исторический детектив

Леонид Юзефович избрал самый простой путь, вновь оживив великого русского сыщика Ивана Дмитриевича Путилина. Как сказал сам писатель: «Знаменитый в свое время сыщик Иван Путилин при жизни был фигурой загадочной и легендарной ‒ не то полицейский Дон Кихот, не то русский Лекок. Образ его безнадежно расплылся между этими двумя полюсами, реальный человек перестал существовать. К тому же за сорок лет, в которые он ловил воров и убийц, никому из газетных репортеров ни разу не удалось взять у него интервью… Приняв эстафету от Соронова и Романа Антропова, я написал романы: «Триумф для Венеры» («Ситуация на Балканах»), «Знак семи звезд», «Князь ветра» и др.» Романы неплохие, но как нам кажется, в них серьезно хромает политическая трактовка ситуации. И не только на Балканах.

Борис Акунин в своих произведениях сделал упор на художественную составляющую. Созданные им серии «Новый детектив», «Провинциальный детектив», «Приключения магистра» написаны изящным и в то же время доступным языком. Романы изобилуют художественным вымыслом, однако каркас, на который нанизаны сюжеты, все же завязан на реальную историю соответствующей эпохи.

Советский послевоенный детектив

Романы Валерия Жмака, будь то серия о московских сыщиках или знаменитые новеллизации о советских космонавтах (Время первых) и морячках (Ледокол), о легендарном футбольном вратаре (Лев Яшин) или о герое Второй Мировой войны (Летчик Девятаев), являются образчиками исторической достоверности. В одних его произведениях авторский вымысел сведен к минимуму, в других присутствует лишь для того, чтобы заполнить белые пятна в судьбах главных героев. Осмысленное и глубокое знание описываемой эпохи, трогательное внимание к деталям и мелочам, прекрасные сюжеты и легкий язык ‒ вот отличительные черты всех произведений Валерия Жмака. Издающаяся с 2019 года серия «Тревожная весна 45-го. Послевоенный детектив» является образцом современного исторического детектива. И главная заслуга возрожденного жанра, безусловно, принадлежит ее ведущему автору.

Автор: Петр Зиньков

Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!


Смотрите также








Самое интересное

«Свадьба под виселицей»: как преступникам в Средневековье давали шанс избежать смертной казни
0
Граф прятал себе 10-летнюю невесту, а она стала фавориткой короля: Тайная жизнь Франсуазы Шатобриан
0
Как познакомились Ленин и Сталин и почему Иосиф Виссарионович был разочарован
0
Мучилась от галлюцинаций, дружила с Синей Бородой и др факты про Жанну д’Арк, которые не рассказывали в школе
0
Почему в СССР в 1971 ядерные взрывы проводились вблизи жилых домов и К чему это привело
0
8 самых экстравагантных видов спорта в мире: велофутбол, подводный хоккей и не только
0
Платье-иллюзия, о цвете которого спорил мир: Кто его носит и почему её зятя обвиняют в покушении на убийство
0
За что журнал «Time» признал Гитлера человеком года и что писали о фюрере СМИ после начала Второй мировой
0
Откуда в Самаре появился дом со слонами, что в них замуровано и другие легенды о доме купца Головкина
0
Почему археологи не находят ценностей в пирамидах, и Как мародерам удавалось проникать в замурованые намертво гробницы
0
Предсказал войну с Японией,  изобрел семафорную азбуку и ещё 8 фактов о гениальном русском флотоводце Макарове
0
Как легендарной группе Boney M удалось в 1970-х прорваться через «железный занавес» и покорить Москву
0
Каким был вкус древнего пива: находки археологов и эксперименты современных пивоваров
0
Зачем ученые просвечивали 300-летнюю скрипку Паганини рентгеном и что они обнаружили
0
Что такое «тропы для мёртвых», и Как учёным удалось разгадать тайну странных памятников в Ирландии
0
Как китайские художники исчезают в окружающем ландшафте и зачем они это делают: Лю Болин и Ван Лян
0
Как в 1943-м в СССР случайно узнали о норвежском концлагере и Правда ли, что англичане покрывали преступления фашистов?
0
Как музыка спасла жизнь узнице концлагеря Наталье Карп и её сестре: Реальная история пианистки из «Списка Шиндлера»
0
Похоронил жену и слыл слабаком, но изменил себя и нашёл счастье: Как живет Константин Хабенский и его повзрослевший сын
0
 Зачем делают «ведьмины окна» в домах американских фермеров и почему их так называют
0
Тенор 6 лет добивался взаимности музы, а когда она родила ему 3 дочерей, бросил её: Главная любовь Лучано Паваротти
0
Была возлюбленной цесаревича, но он женился на другой, а она умерла в 24 года: Кто она – загадочная княжна Мещерская
0
Как вдова брата художника сделала гения из безумца ради памяти о муже, или Как прославился Ван Гог
0
Ситцевый сарафан, кеды и др вещи из СССР, которые сегодня  можно увидеть в  престижных бутиках
0
Почему нельзя садиться за угол стола и что будет, если положить на него шапку или ключи: Приметы и традиции
0
Из-за чего чуть не сорвалась свадьба Петра III и Екатерины II, и почему канцлер Бестужев был против этого союза
0
Назвал себя Иисусом, разрешил двоеженство: Чем ещё прославился Виссарион, которого адепты ждут из тюрьмы
0
Он много лет молил Бога о сыне, а после хотел умереть вместо него: Как выглядит чудом выживший сын Юрия Батурина
0
Почему жест металистов «коза» считают «знаком сатаны», и откуда он взялся на древних христианских иконах
0
Пел про «Комарово», увел жену у лучшего друга, а его довел до психушки: Как живет Игорь Скляр, сын которого служит в церкви
0