Новости

  RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен



31.07.2013 11:28
3100

Михайловский театр показал в Финляндии «курортную» версию «Онегина»

Михайловский театр Петербурга представил на Савонлиннском оперном фестивале в Финляндии оперу Чайковского «Евгений Онегин» в ультрасовременной постановке Андрия Жолдака.

Специально для Савонлиннского фестиваля Жолдаком создана резонансная версия своего спектакля, премьера которого была представлена ещё в начале сезона. Режиссёр, который работал в Скандинавии неоднократно, рассказал, что сегодня Финляндия занимает первое место в Европе по посещаемости театров – примерно половина людей приходят сюда не реже 5 раз в год, ожидая в своей размеренной и спокойной жизни театральных потрясений и открытий. Билеты на спектакль Жолдака были полностью раскуплены задолго до начала фестиваля.

Придумать новую версию собственного балета Жолдака вынудили обстоятельства. Оперный летний фестиваль основан был ещё в 1912 году и проводится в средневековой крепости Олавинлинна, которая находится в окружении Сайменских озёр. На время оперного форума в цену превращается внутренний двор замка, который перекрывается специальным навесом. Старинная каменная крепость вмещает зал на 2364 мест, а акустика здесь просто идеальна. Есть, правда, и свои сложности. Поскольку крепость является памятником архитектуры, модернизировать в ней ничего нельзя, запрещено и устройство ложных декораций. Простые же декорации приходится доставлять на остров на барже по воде.
Артисты и вовсе работают в экстремальных условиях. Например, одним из выходов на сцену является крутая лестница с наружной стороны крепости, которая приводит, к тому же, не к дверному проёму, а к окну. В этом окне, если верить старожилам, как-то застрял один тенор, чуть не сорвав спектакль. Впрочем, по признанию Яниса Апейниса, исполнителя главной партии Онегина, атмосфера старинной Олавинлинны окупает все бытовые неудобства с лихвой.

Именно невозможность переноса петербургского варианта в первозданном виде заставила Жолдака пересмотреть концепцию спектакля. Итогом стала совершенно новая постановка, своеобразная «курортная» версия оригинала.

Главной режиссёрской находкой оказался экран на заднике, на который транслировалась запись питерского спектакля – строгого до стерильности в бело-чёрной цветовой гамме. Действие на сцене разворачивалось параллельно экранному, в отдельных местах дублировалось, но по большей части отличалось – костюмами и декорациями. Все артисты были одеты в летнюю повседневную одежду, которая с оперным жанром не вяжется: Онегин на оба бала пришёл в майке и трусах, а Ольга красовалась перед зрителями в купальнике. Сюжет, перенесённый из классических интерьеров в летний легкомысленный антураж, определённо поменял акценты. При этом стоит отметить, что Жолдак всё же сохранил множество персонажей. Из питерской версии перешли придуманные герои, например, слуга Онегина в  образе Черномора, а также объёмный символический ряд (крутящийся волчок, рассыпанные бусины, циферблат, поливание героев водой и молоком). Для зрителя же задача была достаточно сложной – ему приходилось не только воспринимать происходящее на сцене, но и сопоставлять его постоянно с видеорядом, что наполняло спектакль свежими эмоциями и постоянным напряжением.

Стоит отметить, что сложность режиссёрского решения, его очевидная эпатажность (чего стоит сцена дуэли, когда соперники практически раздеты) и многоплановость понравилась далеко не всем зрителям. Но если концепция и вызывала споры, то актёрская игра была безупречна. В роли Татьяны блистала восходящая звезда Михайловского театра Татьяна Рягузова, которая сумела из хрестоматийной сцены с письмом создать поэму любви, полную восторженного экстаза и эротизма. Прекрасным вокальным ансамблем стали тенор Евгений Ахмедов (Ленский), меццо Софья Файнберг (Ольга) и баритон Янис Апейнис (Онегин). А завершил картину оркестр под управлением Михаила Татарникова, который звучал живо, непосредственно и просто совершенно.

Завершился спектакль необычно – повторением вступления к опере в оркестре и картиной семейного счастья Татьяны с супругом. На экране же появился «Чёрный квадрат» Малевича, он чего публика пришла в полное восхищение. Аплодировали артистам около 10 минут, а режиссёра и актёров зрители наградили громким топотом, который у западной публики считается высшей похвалой.

Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!


Смотрите также








Самое интересное

Откуда в Самаре появился дом со слонами, что в них замуровано и другие легенды о доме купца Головкина
0
Ему заказывали картины князья Романовы, а в СССР его талант оказался не нужен: Нелегкая судьба пейзажиста Станислава Жуковского
0
Зачем Чехову было 50 псевдонимов, и Как русский врач стал известным драматургом, чьи пьесы чаще всего ставят за рубежом
0
Любовь к сирени, десятки тысяч картин и выставка в Кремле: Чем запомнился миру акварелист Сергей Андрияка
0
Он не скрывал измен и не верил в любовь, а она оставалась с ним и в богатстве, и в бедности: Михаил Зощенко и его Вера
0
Если бы Гитлер попал в плен: какую участь ему готовили союзники
0
Он был любимцем миллионов женщин, а сегодня 16 из них обвиняют его в домогательствах: Дэвид Копперфильд
0
Как медовый хлеб древних римлян стал русским пряником: История дорогого и секретного лакомства
0
Защищала евреев, не отреклась от мужа-нациста: Чем раздражала Гитлера жена его главного соратника Геринга и как сложилась её судьба после войны
0
«Я его задушила»: Почему в расцвете лет трагически оборвалась жизнь Николая Рубцова, которого называли вторым Есениным
0
Какие смыслы скрывает картина «Возвращение блудного сына» великого Рембрандта
0
Была возлюбленной цесаревича, но он женился на другой, а она умерла в 24 года: Кто она – загадочная княжна Мещерская
0
Назвал себя Иисусом, разрешил двоеженство: Чем ещё прославился Виссарион, которого адепты ждут из тюрьмы
0
Что иностранцы называют «царём русских пирогов» и ещё 5 блюд из России, которые обожают во всём мире
0
Как наследник трона пошёл против воли семьи и женился на фрейлине, и что из этого вышло: Самый знаменитый мезальянс XX века
0
Как в Москве 1920-х появился «светящийся монах», и За что он получил высшую советскую премию: Семен Вольфкович
0
В 14 выгнали из школы, в 24 вышла замуж за Мао, а в 77 влезла в петлю в тюрьме: жестокая диктаторша Цзян Цин
0
О чем молчал близкий друг Высоцкого, который этим не хвалился: Виражи подлеца Петюни из «Места встречи» Всеволода Абдулова
0
Какие они - Бермудские острова, где всё пропадает, и как на них живется
0
Как в 1943-м в СССР случайно узнали о норвежском концлагере и Правда ли, что англичане покрывали преступления фашистов?
0
Как разоблачали «хлопковую мафию» в Узбекистане, и почему советский хлопок оказался в уголовного дела
0
Почему русские при опасности нговорили «Чур меня»: Обережный круг славянского бога Чура
0
Платье-иллюзия, о цвете которого спорил мир: Кто его носит и почему её зятя обвиняют в покушении на убийство
0
Убийство по указке КГБ или роковая случайность: Кто виновен в смерти Виктора Цоя и что скрывал лидер группы «Кино»
0
Почему супруга эсэсовца целовала руки советскому пленному: Как попавший в концлагерь врач обвел нацистов вокруг пальца
0
Почему скрывался от «авторитета», 10 лет ждал любимую женщину и как попал на телешоу «Голод» Александр Константинов
0
Как комическая станция стала рассадником бактерий-мутантов: в чём их опасность для жителей Земли и почему ученые не знают, что делать
0
Как таксовали на Руси: Франтовые извозчики «лихачи», простые деревенские «ваньки» и не только
0
Что такое «тропы для мёртвых», и Как учёным удалось разгадать тайну странных памятников в Ирландии
0
Предсказал войну с Японией,  изобрел семафорную азбуку и ещё 8 фактов о гениальном русском флотоводце Макарове
0