18.08.2023 23:00
Новое исследование позвонило понять, как выглядела при жизни самая старая мумия Европы

Новый анализ ДНК ледяного человека Эци, древнейшей человеческой мумии, когда-либо обнаруженной в Европе, раскрывает захватывающие новые детали того, как он на самом деле выглядел.

Спустя десятилетия после того, как в 1091 году туристы обнаружили знаменитую ледниковую мумию в итальянских Альпах, ученые разобрались в его ДНК и нарисовали довольно точный портрет древнего охотника. Недавно усовершенствованный древний геном, извлеченный из бедренной кости Эци, представляет новый взгляд на его настоящую внешность.

Вопреки традиционным изображениям его с длинными растрепанными волосами и бледной кожей, новый анализ предполагает, что у него, вероятно, было очень мало волос на голове, темные глаза и гораздо более темная кожа, чем считалось ранее. Исследование также определяет, что Эци в основном происходил от фермеров из современной Турции.

В сентябре 1991 года немецкие туристы высоко в Эцтальских Альпах, итальянской долине недалеко от границы с Австрией, наткнулись на шокирующую находку: замерзший труп, застрявший во льду. Оказалось, что останки принадлежали человеку, который умер около 5400 лет назад, став жертвой стрелы в спину. Рядом с телом были обнаружены остатки одежды и снаряжения, в том числе медный топор, длинный лук и шапка из медвежьей шкуры.

Открытие ледяного человека, получившего прозвище Эци, в честь долины, где он был найден, дало ученым беспрецедентное понимание древних европейских цивилизаций и предоставило беспрецедентный доступ к прошлому. Загадка, окружающая его насильственную кончину, его личность и обстоятельства его присутствия на горном перевале, вызвала интригу, выходящую далеко за рамки области археологии.

С 1998 года Археологический музей Южного Тироля в Больцано (Италия) поместил мумию в специальную холодильную камеру.

Первое исследование генома Эци было опубликовано в 2012 году. Но с тех пор исследования древней ДНК продвинулись вперед, поэтому ученые решили еще раз взглянуть на гены ледяного человека, объяснил автор исследования Йоханнес Краузе, генетик из немецкого Института эволюционной антропологии Макса Планка.

Обновленный геном «обеспечивает более глубокое понимание истории этой мумии», — сказал Андреас Келлер из Саарского университета в Германии, который работал над более ранней версией, но не участвовал в последнем исследовании.

Основываясь на новом геноме, внешний вид Эци, когда он умер в возрасте около 45 лет. «Он темный и на нем мало волос», — сказал автор исследования Альберт Зинк, глава Института изучения мумий в Eurac Research в Италии. Раньше ученые думали, что у ледяного человека при жизни кожа была светлее и волосатее, но его мумифицированный труп со временем изменился. Его происхождение предполагает, что он жил среди изолированного населения в Альпах, сказал Зинк.

У большинства европейцев сегодня смешаны гены трех групп: фермеров из Анатолии, охотников-собирателей с запада и скотоводов с востока. Но 92% предков Эци происходили только от анатолийских фермеров, без особого смешения с другими группами.

Как комическая станция стала рассадником бактерий-мутантов: в чём их опасность для жителей Земли и почему ученые не знают, что делать
В СССР была звездой, а в США мыла полы в кафе: Американская реальность звезды фильма «Золотая стрела» Светланы Петросьянц
Почему фрейлина трех русских императриц стала святой, но сгинула среди уголовниц: Наталья Фредрикс
Как китайский император-распутник, который продался Японии, попал в тюрьму, а потом стал счастливым садовником
Как дожила до 100 лет вдова поэта Вознесенского и мать миллиардера Зоя Богуславская: Прощённые обиды, йога и маникюр
Кем был тот самый барон, который жил в XVIII веке и дал своё имя синдрому Мюнхгаузена
Почему русские при опасности нговорили «Чур меня»: Обережный круг славянского бога Чура
Куда на съемках «Кин-дза-дза» пропал пепелац и др закадровые секреты культовой трагикомедии Данелии
Как телохранитель Гитлера, бывший с ним до последнего дня, сумел дожить до 96 лет: Что говорил про инсценировку гибели Фюрера?
Зачем Чехову было 50 псевдонимов, и Как русский врач стал известным драматургом, чьи пьесы чаще всего ставят за рубежом