Новости

  RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен



31.07.2013 11:28
3083

Михайловский театр показал в Финляндии «курортную» версию «Онегина»

Михайловский театр Петербурга представил на Савонлиннском оперном фестивале в Финляндии оперу Чайковского «Евгений Онегин» в ультрасовременной постановке Андрия Жолдака.

Специально для Савонлиннского фестиваля Жолдаком создана резонансная версия своего спектакля, премьера которого была представлена ещё в начале сезона. Режиссёр, который работал в Скандинавии неоднократно, рассказал, что сегодня Финляндия занимает первое место в Европе по посещаемости театров – примерно половина людей приходят сюда не реже 5 раз в год, ожидая в своей размеренной и спокойной жизни театральных потрясений и открытий. Билеты на спектакль Жолдака были полностью раскуплены задолго до начала фестиваля.

Придумать новую версию собственного балета Жолдака вынудили обстоятельства. Оперный летний фестиваль основан был ещё в 1912 году и проводится в средневековой крепости Олавинлинна, которая находится в окружении Сайменских озёр. На время оперного форума в цену превращается внутренний двор замка, который перекрывается специальным навесом. Старинная каменная крепость вмещает зал на 2364 мест, а акустика здесь просто идеальна. Есть, правда, и свои сложности. Поскольку крепость является памятником архитектуры, модернизировать в ней ничего нельзя, запрещено и устройство ложных декораций. Простые же декорации приходится доставлять на остров на барже по воде.
Артисты и вовсе работают в экстремальных условиях. Например, одним из выходов на сцену является крутая лестница с наружной стороны крепости, которая приводит, к тому же, не к дверному проёму, а к окну. В этом окне, если верить старожилам, как-то застрял один тенор, чуть не сорвав спектакль. Впрочем, по признанию Яниса Апейниса, исполнителя главной партии Онегина, атмосфера старинной Олавинлинны окупает все бытовые неудобства с лихвой.

Именно невозможность переноса петербургского варианта в первозданном виде заставила Жолдака пересмотреть концепцию спектакля. Итогом стала совершенно новая постановка, своеобразная «курортная» версия оригинала.

Главной режиссёрской находкой оказался экран на заднике, на который транслировалась запись питерского спектакля – строгого до стерильности в бело-чёрной цветовой гамме. Действие на сцене разворачивалось параллельно экранному, в отдельных местах дублировалось, но по большей части отличалось – костюмами и декорациями. Все артисты были одеты в летнюю повседневную одежду, которая с оперным жанром не вяжется: Онегин на оба бала пришёл в майке и трусах, а Ольга красовалась перед зрителями в купальнике. Сюжет, перенесённый из классических интерьеров в летний легкомысленный антураж, определённо поменял акценты. При этом стоит отметить, что Жолдак всё же сохранил множество персонажей. Из питерской версии перешли придуманные герои, например, слуга Онегина в  образе Черномора, а также объёмный символический ряд (крутящийся волчок, рассыпанные бусины, циферблат, поливание героев водой и молоком). Для зрителя же задача была достаточно сложной – ему приходилось не только воспринимать происходящее на сцене, но и сопоставлять его постоянно с видеорядом, что наполняло спектакль свежими эмоциями и постоянным напряжением.

Стоит отметить, что сложность режиссёрского решения, его очевидная эпатажность (чего стоит сцена дуэли, когда соперники практически раздеты) и многоплановость понравилась далеко не всем зрителям. Но если концепция и вызывала споры, то актёрская игра была безупречна. В роли Татьяны блистала восходящая звезда Михайловского театра Татьяна Рягузова, которая сумела из хрестоматийной сцены с письмом создать поэму любви, полную восторженного экстаза и эротизма. Прекрасным вокальным ансамблем стали тенор Евгений Ахмедов (Ленский), меццо Софья Файнберг (Ольга) и баритон Янис Апейнис (Онегин). А завершил картину оркестр под управлением Михаила Татарникова, который звучал живо, непосредственно и просто совершенно.

Завершился спектакль необычно – повторением вступления к опере в оркестре и картиной семейного счастья Татьяны с супругом. На экране же появился «Чёрный квадрат» Малевича, он чего публика пришла в полное восхищение. Аплодировали артистам около 10 минут, а режиссёра и актёров зрители наградили громким топотом, который у западной публики считается высшей похвалой.

Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!


Смотрите также








Самое интересное

«Я жадная...»: Почему снова поползли слухи о разводе Паулины Андреевой и Фёдора Бондарчука
0
Почему в Средневековье европейцы боялись мыться и не следили за гигиеной
0
30 лет под снегами Эльбруса: Что случилось с альпинисткой Еленой Базыкиной, пропавшей в 1987 году
0
Почему художник Линь Фэнмянь уничтожил свои работы: Надежды и трагедии революционера китайской живописи
0
Кому не стоит протягивать руку, а где придется показать язык: Как правильно здороваться в разных странах мира, чтобы не попасть впросак
0
33 года художник-самоучка арендовал квартиру, и даже близкие не знали какие шедевры андеграунда он там создает: Тайный мир Рона Гиттинса
0
Как сложилась жизнь нежеланного сына Есенина, которого поэт не хотел видеть: Александр Есенин-Вольпин
0
31-летний режиссер связался с 13-летней, сделал её звездой и своей женой, но не удержал: Как сложилась судьба Татьяна Друбич после развода
0
Как в России появились знаменитые яйца Фаберже, и Какие секреты хранит это странное искусство
0
7 предсказаний Апокалипсиса, которые пока не сбылись, но время ещё есть: Кто же из пророков был прав?
0
Как закончил свои дни командир безбожников и потомок иудеев, которому благоволил Сталин: Емельян Ярославский
0
Почему скрывался от «авторитета», 10 лет ждал любимую женщину и как попал на телешоу «Голод» Александр Константинов
0
Почему советский генсек Брежнев хотел отказаться от проведения Олимпиады-80
0
Как в СССР появились легендарные «квартирники», кто на них выступал и почему их запрещали
0
На Украине они предатели, а в России никому не нужны: Печальная участь мега-популярного комического дуэта «Кролики» из 1990-х
0
Похоронила всю семью, надела мундир брата и ушла на фронт: Как выяснилось, что легендарный кавалерист - женщина
0
Почему фрейлина трех русских императриц стала святой, но сгинула среди уголовниц: Наталья Фредрикс
0
За что 2 раза пытались расстрелять Рокоссовского, и Как пытки не сломали героического маршала Победы
0
Как Есенин стал другом сотрудника ГПУ, и Почему Якова Блюмкина подозревают в убийстве поэта
0
Почему много лет был нищебродом, жил в ночлежках, работал посудомойщиком великий писатель Максим Горький
0
Почему учёные верят, что мифические 7 золотых городов правда существуют: Возрождение легенды Сиболы
0
Как на самой популярной туристической трассе СССР за 2 дня погиб 21 турист
0
Сатанинская буря, великий смог и 28 вспышек молнии в минуту: самые редкие и необъяснимые погодные явления на земле
0
Как матрос, который попал в плен к каннибалам, сумел не просто выжить, а стать их вождем
0
Предатель или герой старший сын Никиты Хрущёва: Почему до сих пор не разгадана тайна гибели пропавшего на фронте летчика
0
Как неграмотный крепостной стал основателем известнейшей бизнес-династии России: Савва Морозов
0
Как древние захоронения в Азербайджане открыли тайну происхождения амазонок
0
Почему чужие бабушки дарят квартиры эпатажному артисту Прохору Шаляпину
0
Почему актёра Ивана Бортника обвиняли в смерти Высоцкого, и Как он сам разрушил собственную жизнь
0
Cколько жен и наложниц было у первого российского императора: Гарем Петра Великого
0