Живопись   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 7
+7
-1 0
Арт    



История пикника в искусстве.

История пикника в искусстве.

На майские праздники душа так и просит выйти на природу да разложить на покрывале разные вкусности, да разделить их со своими друзьями вместе с приятными беседами и, может быть, достойным музыкальным сопровождением. Что ж, история пикника уходит корнями глубоко в прошлое, и наиболее интересно проследить изменения этого действа через картины известных художников. Именно это и сделал Волтер Леви в своей книге "Пикник: История".


На картине благородные люди принимают пищу на  природе. Французское издание *Книги об охоте* Гастона Фебуса, XV век.

На картине благородные люди принимают пищу на природе. Французское издание *Книги об охоте* Гастона Фебуса, XV век.


Конечно, люди ели на природе с момента, собственно, появления самих людей, в самом этом действе большого события нет. Но пикник, как мы его знаем сегодня - как праздник и особый случай для общения и своеобразного выхода в свет, по заверениями Волтера Леви, насчитывает всего лишь 500 лет. Как только такие мероприятия стали популярными у богатых жителей (300 лет назад), это моментально отразилось в сюжетах художников (что и понятно - кто платит, тот и музыку заказывает).

Франциско де Гойя *Picnic En La Ribera Del Manzanares* (Пикник на берегах Мансанарес), 1776г.

Франциско де Гойя *Picnic En La Ribera Del Manzanares* (Пикник на берегах Мансанарес), 1776г.


Картина Франциско де Гойя 1776 года, изображающая пикник на берегах реки Мансанарес, - это один из ранних примеров изображения пикника в живописи. Бутылки вина, еда на красивых блюдах, люди одеты в шикарные одежды "при полном параде" - так, утверждают специалисты, богатые представляли себе "простую свободную жизнь". Цель пикника в то время было не столько "выход в свет", сколько на время притвориться, что "мы такие же как и остальные люди", вот, даже трапезничаем без столов и не во дворцах.

Томас Коул *A Pic-Nic Party*, 1846г.

Томас Коул *A Pic-Nic Party*, 1846г.


Полвека спустя американский пейзажист Томас Коул руководствовался почти теми же мотивами, создавая свою картину "A Pic-Nic Party". В очень живописном месте люди высшего сословия усиленно старались "быть поближе к природе" (как значится в Бруклинском музее, где и висит эта картина). Некоторые девушки, вопреки традициям, оставили шляпки в стороне, а вместо этого начали плести веночки. На картине даже присутсвует некий менестрель, развлекающий гостей "последними хитами".
Однако по-настоящему популярной тему пикника в искусстве сделал, безусловно, Эдуард Мане. Его картина 1862г. "Le Dejeuner sur l'Herbe" (Завтрак на траве) считается одной из первых работ современного искусства.

Эдуард Мане  *Le Dejeuner sur l'Herbe* (Завтрак на траве), 1862г.

Эдуард Мане *Le Dejeuner sur l'Herbe* (Завтрак на траве), 1862г.


Трудно сосредоточиться на трапезе, когда центральную часть полотна занимает голая девица, и, как видно из самой картины, главных героев еда тоже не сильно интересовала: в корзине для пикника находится всего немного фруктов и хлеб, уже валяющийся на земле. Мужчины, однако, так увлечены беседой, что нагая женщина, кажется, смотрит на зрителя в надежде, что, может, хоть он заинтересуется не особо скрываемыми намеками дамы. Картина, конечно, вызвала немало критики, что и послужило ее популярности.

Э. Г. Шепард иллюстрация к книге Кеннета Грэма *Ветер в ивах*.

Э. Г. Шепард иллюстрация к книге Кеннета Грэма *Ветер в ивах*.


Но это для вдрослых, а для детей идея пикника подавалась все же в более идиллистическом виде, как например, на иллюстрациях Э. Г. Шепарда для книги "Ветер в ивах", где главные герои-животные сами играют на гармошке, сами разливают чай (впрочем, винные бутылки тоже присутсвут, но вроде как не при делах), а покрывало просто-таки ломится от еды.

Генри Картье-Брессон *Воскресенье на берегах Марны*, 1938г.

Генри Картье-Брессон *Воскресенье на берегах Марны*, 1938г.


В ХХ веке живопись уступает место фотографии, а романтизированные и идеализированные сцены сменяются пошловатой и знакомой даже сегодня реальностью. В 30-х годах был особый бум документализации происходящего вокруг, и, среди прочего, можно выделить фото Генри Картье-Брессона, чья работа с поэтическим названием "Воскресенье на берегах Марны" сочетается с абсолютно не аппетитным, но очень реалистичным сюжетом. Равно как и фоторабота Роберта Франка "Американцы", которая доказывает, что идея пикника Эдуарда Мане была не так уж и далека от реальности.

Роберт Франк *Американцы*.

Роберт Франк *Американцы*.


В современном мире изображение еды неразрывно связано с рекламой и идеей потребительства. Неудивительно, что британский уличный художник Бэнкси акцентировал свое внимание именно на этом. Как мы помним, изначально пикник задумывался, как возможность богатых людей почувствовать себя на время "обычными бедными, но свободными людьми". Глядя на работу Бэнкси, становится понятно, что за 300 лет эта идея полностью потерпела крах.

Banksy *Picnic*, 2005.

Banksy *Picnic*, 2005.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







5333
30.04.2015 16:25
В закладки
Версия для печати





Загрузка...




Смотрите также



Загрузка...

 
facebook

Нажмите “Нравится”, чтобы присоединиться к Kulturologia.ru в социальной сети Facebook.



Мне уже нравится Культурология