История и археология   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 1
+1
-1 0
Разное    



Традиционные дома британских цыган.

Традиционные дома британских цыган.

Вардо (фургон или кибитка) — традиционная повозка, запрягаемая лошадью, которая использовалась британскими цыганами в качестве жилища. Эти кибитки были оснащены дымоходами, обычно были богато украшены, отделаны замысловатой резьбой и ярко окрашены (или даже позолочены). Традиционные вардо британских цыган сегодня считаются важным культурным достоянием с точки зрения художественного оформления - ведь это настоящие шедевры работы по дереву.


Цыганская стоянка.

Цыганская стоянка.


Расцвет цыганских фургонов вардо длился в течение примерно 70 лет: с середины 1800-х годов до первых двух десятилетий 20 века. Ныне они не используются цыганами для круглогодичного проживания, но их можно постоянно увидеть на цыганских конных ярмарках, проводимых в течение всего года.

Цыганский караван. Фургоны, запряженные лошадьми.

Цыганский караван. Фургоны, запряженные лошадьми.


Конструкция вардо неизменно включает в себя большие колеса (чаще задние колеса больше передних) и тент из холста, который натягивается на изогнутую деревянную раму. К середине 1800-х годов конструкция вардо была почти полностью стандартизирована: к примеру, дверь почти всегда начали делать в передней части фургона.

Кибитки в пути.

Кибитки в пути.


Еще одним общим атрибутом кибиток стала небольшая чугунная варочная печь, которая была изобретена в Америке и появилась в Великобритании около 1830 года. Естественно, что кухонная плита с печкой требовали дымохода для отвода дыма из фургона. Если смотреть на фургон спереди, то дымовая труба всегда находится на левой стороне.

Кибитка Вардо.

Кибитка Вардо.


Это было сделано не случайно, ведь в Великобритании левостороннее движение и, когда фургон едет по дороге, то труба не цепляет свисающие низко над дорогой ветви деревьев.Интерьер цыганского фургона, как правило, оснащен встроенными сиденьями, шкафами, полкой-нарами для сна в задней части фургона, комодом и застекленным трюмо.

Цыганские караваны в английском Стоктон-он-Тисе.

Цыганские караваны в английском Стоктон-он-Тисе.


Окна обычно расположены на левой стороне и сзади. Некоторые типы кибиток оснащены масляными лампами, монтируемыми снаружи для освещения дороги.Цыганские фургоны можно разделить на 6 основных типов: браш, ридинг, ледж, боутоп, опенлот и бартон. Они развивались в течение многих десятилетий, а их названия произошли от имени владельцев (браш), стиля (ледж, боутоп или опенлот) или городов, где они впервые появились (ридинг и бартон).

Караван британских цыган на конной ярмарке Appleby Horse Fair, 1956.

Караван британских цыган на конной ярмарке Appleby Horse Fair, 1956.


Фургоны "Бартон"



Популярные среди цыган, а также среди циркачей фургоны типа "бартон" являются самым старым примером фургона, используемого в качестве дома в Великобритании. Хотя повозки данного типа изначально не украшали, впоследствии они превратились в сложные кибитки британских ромов. Стоит отметить, что из-за небольших колес этот фургон не подходит для использования в условиях бездорожья.

Вардо напротив Армли Парка в английском Лидсе, 1933.

Вардо напротив Армли Парка в английском Лидсе, 1933.


Фургоны "Браш"



Фургоны "браш" также известны, как стандартные цыганские вардо, с прямыми стенками и колесами, расположенными вне корпуса фургона. "Браш" примерно одинаковы по конструкции с вардо типа "ридинг", но имеют две отличительные черты от всех прочих типов цыганских фургонов: половинные двери с застекленными жалюзи, расположенные на задней части вардо (к этим дверям от земли ведут откидные ступеньки), а также наполовину открытую крышу.

Снаружи "браш" оборудован стеллажами и полками, которые позволяли владельцу легко использовать фургон в качестве передвижного "рундука" при торговле. Кроме того, крышу окружали три легких железных бортика для крепления на крыше громоздких товаров.

Завтрак с лучшими друзьями.

Завтрак с лучшими друзьями.


Фургоны "Ридинг"



"Ридинг" отличается боковыми стенками, расширяющимися по направлению к крыше, высокими арочными колесами и относительно легким весом. Пожалуй, ни один другой вардо так не олицетворяет собой золотой век цыганских кочевых караванов. Впервые "ридинг" появился в 1870 году и был назван так по названию города, возле которого жил его создатель.

Данный тип фургона высоко ценится за свой эстетический дизайн, красоту и практичность (на "ридинге" можно спокойно пересечь брод и передвигаться по пересеченной местности, на что были неспособны фургоны с меньшими колесами, типа "бартон"). Обычно "ридинг" был 3 метра в длину. Задние колеса были на 45 см больше, чем передние.

Внутри фургона по обе стороны от кровати стояли зеркала, а стены были богато украшены. Боковые и задние окна были украшены и оснащены ставнями, и корпус фургона делали из деревянных брусьев, окрашенных в красный цвет с добавлением желтого и зеленого. Как и в других вардо, степень украшения отражала богатство семьи. Зачастую на деревянных ребрах фургона вырезали головы львов и горгулий, которые красили в золотой цвет.

Караван Пустынная мечта на дороге, 1950.

Караван Пустынная мечта на дороге, 1950.


Боутоп



На основе конструкции фургона "ледж" был создан "боутоп", который был значительно легче и имел меньше шансов перевернуться при сильном ветре. Дизайн "боутопа" представлял собой легкий тент, который натягивался на деревянную раму. Передние и задние стенки фургона были оформлены в виде завитков и окрашены в зеленый цвет. Внутри фургона располагались плита, стол и двуспальная кровать.

Маргарет Тейлор и ее мать Филлис, стоящие в дверях кибитки, июль 1956

Маргарет Тейлор и ее мать Филлис, стоящие в дверях кибитки, июль 1956


Погребальный обряд цыган в 19 и 20 веках включал в себя сжигание фургона и всех вещей после того, как их владелец умирал. Также всегда практиковался обычай, что вообще ничего не продавалось: часть имущества умершего, ювелирные изделия и деньги оставались в семье. Остальное, в том числе и фургон, сжигали.

Великолепно отделанный цыганский фургон.

Великолепно отделанный цыганский фургон.


Цыганские путешественники в 1920-е годы гордились своими декоративными вардо, хотя их образ жизни значительно изменился из-за существенного сокращения торговли лошадьми. Было подсчитано, что к 1940 году лишь около 1% цыганских кочевников по-прежнему жили в традиционных вардо, которые запрягались лошадьми.

Цыганский мальчик с собакой, Англия, примерно 1920.

Цыганский мальчик с собакой, Англия, примерно 1920.


Сегодня цыгане до сих пор регулярно посещают конные ярмарки, самой известной из которых является Appleby Horse Fair. Некоторые участники ярмарок приезжают на них в традиционной манере: на вардо, запряженных лошадьми.

Цыганская семья со своим вардо.

Цыганская семья со своим вардо.


Для всех, кому интересна энтография, 25 фотографий о жизни цыган и их культуре в работах французского фотохудожника Люсьена Клерга.

По материалам thevintagenews.com




Узнайте важное: Как сэкономить до 80% на ремонте любого автомобиля


Если вам надоело переплачивать в автосервисе, мы научим, как недорого и качественно отремонтировать автомобиль.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







8922
28.07.2016 17:03
В закладки
Версия для печати









Смотрите также



Загрузка...

facebook

Нажмите “Нравится”, чтобы присоединиться к Kulturologia.ru в социальной сети Facebook.



Мне уже нравится Культурология