Живопись   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Google+ Читать в LiveJournal



+1 1
+1
-1 0
Арт    
3 мая 1808 в Мадриде. Франсиско Гойя. фото: aria-art.ru

3 мая 1808 в Мадриде. Франсиско Гойя. фото: aria-art.ru

Художник эпохи романтизма Франсиско Гойя вошел в историю благодаря своему далёкому от романтики шедевру - картине, изображающей кровавое подавление восстания в Мадриде 3 мая 1808 года. В нашем обзоре интересные факты об этом полотне.


1.Напоминание о мрачном событии

Наполеон Бонапарт. фото: nevsepic.com.ua

Наполеон Бонапарт. фото: nevsepic.com.ua


В 1807 году войска Наполеона Бонапарта пересекли Пиренеи, чтобы в союзе с Испанией захватить и поделить территорию Португалии. Однако, у Наполеона были свои планы и он попытался захватить Испанию. Когда испанский король Карл IV понял, что происходит, то он попытался бежать в Южную Америку. Но перед бегством он был вынужден из-за волны народного гнева отречься от престола в пользу своего сына Фердинанда VII.

В итоге в Мадриде произошло восстание, которое было безжалостно подавлено французскими войсками. Именно эти события описаны в картине "3 мая 1808 в Мадриде". Через два дня, Наполеон вынудил обоих королей (Карла и Фердинанда) отречься от престола в пользу себя, после чего назначил своего брата Жозефа в качестве нового монарха Испании. Фердинанд VII вновь смог занять престол только через 6 лет.

2. У картины Гойя несколько названий

Карл IV. фото: gruzdoff.ru

Карл IV. фото: gruzdoff.ru


Картина Гойя известна под названиями "Расстрел 3 мая", "3 мая 1808 в Мадриде" или просто "Расстрел".

3. У картины есть приквел

Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде. фото: bse.sci-lib.com

Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде. фото: bse.sci-lib.com


Немногим ранее Гойя написал картину "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде", на которой изображен день Мадридского восстания, На этой картине показаны радостные испанцы, празднующие победу. Никто не знал, что на следующий день, 3 мая 1808 года в Мадриде наполеоновские солдаты убьют сотни повстанцев.

4. Картина-извинение

Жозеф Бонапарт. фото: www.mesoeurasia.org

Жозеф Бонапарт. фото: www.mesoeurasia.org


Во время французской оккупации Гойя сохранил свое положение придворного художника, т.е. он дал клятву верности узурпатору Жозефу Бонапарту. Когда французы наконец были изгнаны из Испании в феврале 1814 года, Гойя попросил испанское правительство разрешить ему "увековечить посредством кисти наиболее заметные и героические моменты славного восстания против европейского тирана".

5. Негативные отзывы

Кровь на картине. фото: aria-art.ru

Кровь на картине. фото: aria-art.ru


Картина моментально заработала презрение у критиков. Гойя фактически попрал все традиции, представив героев войны в менее эпическом свете, нежели это было принято. Он также нарисовал на картине кровь, что было очень непопулярно в истории живописи 19-го века.

6. Христианская иконография и эмоциональность

Рана на правой руке напоминает стигмат. фото: aria-art.ru

Рана на правой руке напоминает стигмат. фото: aria-art.ru


В то время как Гойя отказался от традиций изображения людей в максимально выгодном свете, он "сделал реверанс" в сторону набожности. Стоит обратить внимание, как человек в центре картины поднимает руки в позе, подобной Иисусу, висящему на кресте. И если присмотреться, то можно заметить, что подобно Иисусу, у этого человека есть рана на правой руке, напоминающая стигмат. В этом контексте, испанские мятежники представлены в виде мучеников, которые умерли во имя любви и служения родине.

7. Свет прожектора

Изображение света прожектора. фото: aria-art.ru

Изображение света прожектора. фото: aria-art.ru


Артисты эпохи барокко умели превосходно использовать изображение света, чтобы символизировать божественное, но в "3 мая 1808 в Мадриде" сияющий прожектор является вспомогательным инструментом для французских солдат во время расстрела повстанцев ночью.

8. Антивоенные мотивы

Безоружные мужчины отвернулись от солдат. фото: aria-art.ru

Безоружные мужчины отвернулись от солдат. фото: aria-art.ru


Кровь, мужчины, которые оплакивают свою жизнь перед расстрелом, и центральная фигура с поднятыми руками свидетельствуют о том, что Гойя хотел представить войну не благородным, а ужасным занятием. При всем уважении испанцев, погибших в борьбе за освобождение города, он нарисовал войну и ее жертв в гротескном свете. Солдаты убивают безоружных мужчин, которые отвернулись от них так, чтобы не было видно их лиц.

9. Обманчивые размеры

Статуя Гойя в Мадриде. фото: findmapplaces.com

Статуя Гойя в Мадриде. фото: findmapplaces.com


Размеры полотна "3 мая 1808 в Мадриде" - 375 × 266 см. "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде" примерно того же размера.

10. Картина выставлена в Мадриде

Мадридский музей Прадо. фото: carsecology.ru

Мадридский музей Прадо. фото: carsecology.ru


Некоторые историки полагают, что картина пребывала во владении короля около 30 лет, прежде чем ее подарили Мадридскому музею Прадо в промежутке между 1819 и 1845 годами. Впервые картина была внесена в каталог музея только в 1872 году.

11. Поворотный момент в творчестве Гойя

Портрет Франсиско Гойя. фото: art.biblioclub.ru

Портрет Франсиско Гойя. фото: art.biblioclub.ru


Французская оккупация произвела глубокое впечатление на художника. Хотя сначала он поддерживал французскую революцию, впоследствии Гойя испытал все ужасы французской оккупации. Раньше произведения Гойя были более направлены на социальную и политическую тематику, а, начиная с "3 мая" и "2 мая", его работы приобрели более темный цвет и стали более мрачными.

12. Дата первого показа неизвестна

Фердинанд VII. фото: library.kiwix.org

Фердинанд VII. фото: library.kiwix.org


Историки не нашли никаких упоминаний о том, когда состоялся премьерный показ картины. Возможно, этот странный пробел в исторических записях произошел по вине короля Испании Фердинанда VII, который не был поклонником "3 мая 1808 в Мадриде".

13. Война

Резня в Корее. Пабло Пикассо. фото: picasso-picasso.ru

Резня в Корее. Пабло Пикассо. фото: picasso-picasso.ru


Повреждены они были не во время боя. В попытке сохранить картины во время гражданской войны в Испании (1936-1939) "3 мая" и "2 мая" были перевезены в Валенсию, а затем в Женеву. По дороге произошла авария, при которой были повреждены обе работы.

14. Предмет вдохновения для художников

Расстрел императора Максимилиана. Эдуар Мане. фото: museum-online.ru

Расстрел императора Максимилиана. Эдуар Мане. фото: museum-online.ru


Картины Эдуарда Мане "Расстрел императора Максимилиана" и Пабло Пикассо "Резня в Корее" отображают ту же самую тревожность, которая впервые была показана на картинах Гойя.

15. «3 мая 1808 в Мадриде» - одно из самых известных полотен о войне

Герника. Пабло Пикассо.  фото: asaartgallery.ru

Герника. Пабло Пикассо. фото: asaartgallery.ru


"3 мая 1808 в Мадриде" часто сравнивают с "Герникой" Пикассо, поскольку обе картины открыто показывают всю жестокость войны. Хотя изначально полотно очень критиковали, сегодня оно считается новаторским шедевром.



В списке всемирно известных полотен и шокировавшая общество картина «Клиника Гросса» реалиста Томаса Икинса, интересные факты о которой мы собрали для наших читателей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







3389
28.03.2016 21:31
В закладки
Версия для печати









Смотрите также



Загрузка...

facebook

Нажмите “Нравится”, чтобы присоединиться к Kulturologia.ru в социальной сети Facebook.



Мне уже нравится Культурология