Живопись   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 4
+4
-1 0
Арт    



Сюрреалистический мир Джеффри Бэтчелора: шахматы, марионетки и песочные часы

Сюрреалистический мир Джеффри Бэтчелора: шахматы, марионетки и песочные часы


Толкование живописи художников-сюрреалистов - как толкование сновидений: занятие увлекательное и в чем-то неблагодарное, ведь любое произведение искусства неисчерпаемо и всего не опишешь. Картины Джеффри Бэтчелора (Jeffrey Batchelor) - о времени, утекающем сквозь пальцы (повторяющийся элемент в работах мастера - песочные часы с выбитым дном), любви, таящей противоречия, судьбе художника-марионетки и людях, которые ждут, чтобы кто-то решил их проблемы, будь то античный бог из машины или фольклорный принц на белом коне.


«Knight Watch» («Рыцарский дозор»)



Шахматы на этой картине символизируют то, что каждый наш день - это бой, война, замаскированная под игру. Спящая героиня сюрреалистического полотна находится на огромной шахматной доске. Рядом с ней лежит корона - значит, девушка - не посторонний персонаж, а тоже часть партии. Слева в дымке виднеется фигура короля сероватого цвета. Это - метафора любви, отуманившей глаза героини, так что теперь невозможно разглядеть, черный этот король или белый. И уж тем более никак не поймешь, угрожает он белой королеве или, наоборот, играет с ней заодно. Не в состоянии различить «окрас» короля, девушка не знает, что делать: защищать или нападать на него.

Сюрреалистический мир Джеффри Бэтчелора: «Knight Watch» («Рыцарский дозор»)

Сюрреалистический мир Джеффри Бэтчелора: «Knight Watch» («Рыцарский дозор»)


Другой значимый для нас сюрреалистический символ - разбитые часы. Песок высыпается из стеклянного сосуда, и это означает, что время исчезает бесследно, и его больше не вернуть. Эти часы сообщают белой королеве, что пора, давно пора принять решение и наконец сделать ход.

В названии произведения - «Knight Watch» - содержится игра слов. Автор отсылает нас к монументальному полотну Рембрандта «Ночной дозор» («Night Watch»). Таким образом, название картины намекает на долгие бессонные ночи, когда накопившиеся за день проблемы и переживания не отпускают нас, клубятся в темноте и напоминают о том, что время течет, как песок сквозь пальцы, и нужно действовать, брать ответственность на себя. Однако, как и героиня этой картины, мы ждем кого-нибудь на белом коне (knight в английском - это и рыцарь, и шахматный конь), кто все решит за нас. Но утро близится, а рыцаря все нет.

«Deus Ex Machina» («Бог из машины»)



Это сюрреалистическое произведение - аллегория жизни творца и во многом автопортрет Джеффри Бэтчелора. В центре картины - художник, который держит перед собой палитру и холст. Этот человек - прирожденный живописец, ведь даже его пальцы заканчиваются кисточками. Завязанные глаза означают то, что художник предпочитает вглядываться в себя, а не глазеть на окружающий мир. Он ищет себя. Он замкнут и едва может пошевелиться в отведенном ему пространстве картины. Его башня из слоновой кости, в которую добровольно уходят гении и творческие чины пониже, оказывается теснее клетки.

Сюрреалистический мир Джеффри Бэтчелора: «Deus Ex Machina» («Бог из машины»)

Сюрреалистический мир Джеффри Бэтчелора: «Deus Ex Machina» («Бог из машины»)


Аллегорическая фигура справа с презрением на лице - это Деньги. За два холста персонаж протягивает художнику всего одну монетку, но какую! Джеффри Бэтчелор утверждает, что на куске презренного металла выгравировано «ХХХ». А значит, за тридцать сребреников, совсем как Иуда, художник продает - и предает - свою душу.

Персонаж слева - это Время. Одежда, украшенная часами, циферблат вместо шляпки (или нимба?), а в руках - уже знакомый нам по «Рыцарскому дозору» символ безвозвратно утекающего времени - песочные часы с выбитым дном.

Ангел над головой художника - Вдохновение. Лучшее, что в силах сделать творческая личность, - стать марионеткой в руках Провидения, дарующего ей способность создавать прекрасное. Зажатый между неумолимыми Временем и Деньгами, мастер становится собой и обретает свободу лишь в минуты наибольшего подчинения Богу. Но не богу из машины, к которому отсылает нас название картины. Тот, и верно, смог бы одним своим появлением разрешить все противоречия, но проблема в том, что он навсегда остался в древнегреческом театре, а в сюрреалистический универсум ему хода нет.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







11546
26.03.2011 04:50
В закладки
Версия для печати

Комментарии

  • marina 27.03.2011 07:44    

    Текст очень качественный, его читать интереснее, чем рассматривать картинки. Спасибо,Alder. А я в "Дозоре" еще и минарет с церковью углядела, очень актуальное противостояние. Сюр тем и хорош - оставляет свободу для неоднозначности толкований.










Смотрите также



Загрузка...

 
facebook

Нажмите “Нравится”, чтобы присоединиться к Kulturologia.ru в социальной сети Facebook.



Мне уже нравится Культурология