История и археология   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 1
+1
-1 0
Разное    



Лицо корабля: Носовые фигуры, приносящие удачу

Лицо корабля: Носовые фигуры, приносящие удачу

Традиция украшать корабли скульптурами имеет очень давнюю историю, но расцвет ее приходится на 16 - 17 век. Владельцы кораблей таким образом демонстрировали свою мощь или богатство. Носовые фигуры в человеческий рост, вырезанные из дерева, нередко представляли собой настоящие произведения искусства, также они служили для команды корабля своего рода талисманом, приносящим удачу.


Хороша была галера: румпель был у нас резной,
И серебряным тритоном нос украшен был стальной.
Кандалы нам терли ноги, воздух мы хватали ртом,
Полным ходом шла галера. Шли акулы за бортом...

(Редьярд Киплинг, перевод Е. Дунаевской)

Вначале эти фигуры в виде мифических животных размещали на носу судна, на специальном выступе.
Зачастую их устанавливали с целью устрашения врагов, особенно это касалось викингов. На высоких носах своих драккаров они размещали еще и высоко поднятые головы драконов. И когда эти головы выплывали из тумана в сопровождении ревущих боевых рогов, на европейских жителей это производило весьма устрашающее впечатление.

Драконы



Корабли с носовыми фигурами в виде драконов зачастую имели и соответствующие названия - «Драконоголовый», «Морской Змей» или что-то похожее.
В те времена мало кто умел читать и писать, поэтому и названия кораблей на их бортах никто не писал.

Дракон Харальд Прекрасноволосый

Дракон Харальд Прекрасноволосый


Примитивные суденышки часто оказывались бессильными перед морской стихией, и для успешного плавания капитаны старались установить на кораблях фигуры богов – укротителей морской стихии, надеясь таким образом получить от них защиту и покровительство для своей команды.
Но, как оказалось, эти тяжелые статуи на носу корабля, наоборот, делали его менее устойчивым на волнах, поэтому для них нашли другое, более подходящее место – под бушпритом, именно там мы и привыкли их видеть.








К середине 16 века скульптуры становятся уже весьма совершенными в художественном плане, резчики по дереву, умело используя структуру дерева, научились искусно передавать контуры тел этих фигур. Все эти носовые фигуры устремлены вперед, будто помогая судну идти быстрее.
И вскоре уже на всех крупных парусных судах под бушпритом красовались великолепные скульптуры.

И, по-прежнему, носовые фигуры старались делать соответствующими названию корабля, которое теперь уже было написано на его борту и корме - "Единорог", "Морская дева" и др. И фигуры при этом были соответствующие – единороги, русалки…

Единороги






Русалки










Ангелы










и другие...

















Носовая фигура с испанского корабля

Носовая фигура с испанского корабля

Носовая фигура с турецкого корабля

Носовая фигура с турецкого корабля


Носовая фигура на баркасе королевской семьи Таиланда

Носовая фигура на баркасе королевской семьи Таиланда




Помимо аллегорических фигур под бушпритом стали появляться и скульптуры, изображающие исторических деятелей.


















Прекрасные девы

Но постепенно всех их вытеснили фигуры прекрасных женщин, которые служили в качестве ангелов-хранителей для этих кораблей.


































Военные корабли


Львы и орлы всегда являют собой мощь и силу – и именно их чаще всего использовали на военных кораблях. Особенно увлекались львами голландские моряки, а от них эту традицию во времена Петра I переняли и в России.

Львы





Лев на корабле Великобритании

Лев на корабле Великобритании


В 1961 году со дна Балтики был поднят шведский военный корабль, некогда затонувший вблизи Стокгольма и пролежавший на дне более трехсот лет.
На нем также имелась носовая фигура в виде огромного льва.

Огромный трехметровый лев на носу Вазы, корабля, поднятого со дна Балтики

Огромный трехметровый лев на носу Вазы, корабля, поднятого со дна Балтики




«Голова его была черной после столетий на дне моря, но еще оставались следы желто-коричневой краски на гриве и красной краски в пасти»

Орлы






Хотя многих старинных кораблей давно уже нет, они сгнили или сгорели, но их носовые фигуры сохранились до наших дней.

Необыкновенное разнообразие сюжетов

Необыкновенное разнообразие сюжетов






Постепенно со временем носовые украшения ушли в прошлое. Одной из последних скульптур на торговых кораблях Северной Атлантики был огромный орел германского лайнера «Император».






Интересные находки, связанные с кораблями, то и дело случаются вразных уголках Земли и вызывают огромный интерес учёных. Так, недавно на рыночной площади в Норвегии обнаружен корабль викингов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







4111
23.10.2017 15:40
В закладки
Версия для печати





Загрузка...



Загрузка...

 
facebook

Нажмите “Нравится”, чтобы присоединиться к Kulturologia.ru в социальной сети Facebook.



Мне уже нравится Культурология