Квадроцикл "Рождение Церкви" художника Эда Анищенкова
Это не традиционный триптих, некая смысловая троица, позволяющая объёмно взглянуть на поднятую автором художественную тему. Эду Анищенкову не хватило трёх измерений, традиционно считающихся пространственными. Он добавил четвёртое – но, временное ли?
Пожалуй, нет.
Этот своеобразный квадроцикл, в отличие от триптиха, не возвращение в «Чёрному квадрату» К.Малевича – где нет ничего. («Выключенный телевизор»)
Это некоторое, пожалуй, неосознанное возвращение к методу великого Леонардо да Винчи, к его квадрату - с телесно гармоничным человеком внутри.
И всё же художнику в этом квадроцикле удалось подняться над телесным. Созданная система из четырёх картин, это не традиционная пространственно-временная система. Здесь художник поднял вечную, а значит, безвременную сущность бытия - гармонию истины, которая постигается через боль и страдания, через жертву собственной божественной жизни, отданной во имя других, грешных людей...
И люди помнят эту Великую жертву через века, через неё познают эсхатологию бытия, постоянно отвечая самим себе на вопросы: быть или не быть; определяя, что есть добро, а что зло; что можно делать, а чего нельзя и, наконец, что есть красиво, а что – нет…
В этом суть нравственного мировосприятия, которое дарит нам уже две тысячи лет христианская церковь.
Валерий Виленский.


