История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 5
+5
-1 0
Разное    

Группа I. Русские иконки-привески XI–XVI вв. с изображением Христа (Таблицы I-III)

Русские иконки-привески XI–XVI вв. с изображением Христа

Русские иконки-привески XI–XVI вв. с изображением Христа

Изображения Христа занимают главное место как в православном храме, так и в доме христианина. Христос на них чаще всего облачен в хитон и гиматий (верхняя одежда в виде плаща) и имеет в руках книгу (закрытую или раскрытую) или свиток. Лик Христа на фресках, темперных иконах и большинстве произведений мелкой пластики, в частности нательных крестов с изображением Иисуса Христа, окружает крестчатый нимб, в который могут быть вписаны греческие буквы οων, что означает «Сущий» или «Тот, Кто есть» и передает слова Бога, сказанные пророку Моисею (Исх. 3: 13–14). Слева и справа от фигуры Христа обычно помещены монограммы IC – ХС под титлами.


(Рис. 4.1) Иконография Христа: Спас Эммануил. Икона XII в. (фрагмент); /  Господь Вседержитель. Новгородская икона XIV в.

(Рис. 4.1) Иконография Христа: Спас Эммануил. Икона XII в. (фрагмент); / Господь Вседержитель. Новгородская икона XIV в.


Изображения Спасителя на иконках-привесках, составляющих группу I (36 экз.; 10,4% от общего количества), относятся к четырем основным иконографическим под группам (рис. 4): I.А. Спас Эммануил; I.Б. Господь Вседержитель; I.В. Спас на Престоле; I.Г. Нерукотворенный Образ Спаса.

(Рис. 4.2) Иконография Христа:  Спас на Престоле. Икона XV в.; / Нерукотворенный образ Спаса. Икона XIV в.

(Рис. 4.2) Иконография Христа: Спас на Престоле. Икона XV в.; / Нерукотворенный образ Спаса. Икона XIV в.


Подгруппа I.А. Иконки с изображением Спаса Эммануила.


Спас Эммануил (имя означает «С нами Бог») – иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте (рис. 4.1). Наименование об раза связано с пророчеством Исайи «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14), исполнившимся в Рождестве Христовом. Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока, как самостоятельным, так и в составе более сложных композиций. Отрок Христос всегда изображается отмеченным печатью духовной зрелости и, как правило, со свитком в руках.

(Табл. I.I.) Иконки-привески с изображением Спаса Эммануила, XI–XIII вв. (1–5) / Иконки-привески с изображением Господа Вседержителя.(6–7)

(Табл. I.I.) Иконки-привески с изображением Спаса Эммануила, XI–XIII вв. (1–5) / Иконки-привески с изображением Господа Вседержителя.(6–7)


Иконки-привески с изображением Спаса Эммануила, вошедшие в статью, (табл. I, 1–5) имеют круглую, киотчатую и арочную формы и от носятся к XII–XIII вв. Места находки публикуемых экземпляров, как правило, расположены в пределах исторической территории Киевской Руси.

(Табл. I.II.) Иконки-привески с изображением Господа Вседержителя.(8–15)

(Табл. I.II.) Иконки-привески с изображением Господа Вседержителя.(8–15)


Подгруппа I.Б. Иконки с изображением Господа Вседержителя.


Образ Господа Вседержителя (Пантократора) можно увидеть в каждом православном храме. Он обычно находится справа от Царских Врат на иконостасе или изображается на сводах храма, показывая, что Христос смотрит на нас с небес. Лик Спасителя отражает здесь возраст Христа периода проповедничества: у него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, не большие усы и короткая борода. Его правая рука в благословляющем жесте, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие (рис. 4.1).

(Табл. II.I.)  Двусторонние иконки с изображением Господа Вседержителя и процветшего креста. (17-20) Медный сплав, литье, чернь. Вторая половина XII – первая полови на XIII в.

(Табл. II.I.) Двусторонние иконки с изображением Господа Вседержителя и процветшего креста. (17-20) Медный сплав, литье, чернь. Вторая половина XII – первая полови на XIII в.


Господь Вседержитель – это Творец, Владыка, Судия и Спаситель мира. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете: «Где ты был, когда Я полагал основание земли?.. Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить?» (Иов. 38–39); «Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои» (Откр. 16: 7) и др.

(Табл. II.II.)  Двусторонние иконки с изображением Господа Вседержителя и процветшего креста. (21-24) Медный сплав, литье, чернь. Вторая половина XII – первая полови на XIII в.

(Табл. II.II.) Двусторонние иконки с изображением Господа Вседержителя и процветшего креста. (21-24) Медный сплав, литье, чернь. Вторая половина XII – первая полови на XIII в.


Иконки-привески с изображением Господа Вседержителя, вошедшие в Каталог, (табл. I, 6–16; II, 17–24; III, 25–33) чаще всего имеют круглую форму, реже – прямоугольную, киотчатую и арочную формы. В подавляющем большинстве случаев они относятся к домонгольскому времени, в том числе уникальная рельефно-ажурная иконка XI–XII вв. (табл. I, 16), и найдены, за некоторыми исключениями, в пределах исторической территории Киевской Руси.

(Табл. III.I.)  Двусторонние иконки с изображением Господа Вседержителя и процветшего креста. (25-29) Медный сплав, литье, чернь. Вторая половина XII – первая полови на XIII в.

(Табл. III.I.) Двусторонние иконки с изображением Господа Вседержителя и процветшего креста. (25-29) Медный сплав, литье, чернь. Вторая половина XII – первая полови на XIII в.


Подгруппа I.В. Иконки с изображением Спаса на Престоле.


Изображение Спаса, восседающего на Престоле (рис. 4.2), имеет ряд общих иконографических элементов с изображением Господа Вседержителя, в частности книгу, благословляющую руку и др. Престол – символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того – знак царственной славы Спасителя. В Евангелии от Матфея Господь, обращаясь к апостолам, говорит: «Егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу…» (Мф. 19: 28).

(Табл. III.II.)  Иконки с изображением Господа Вседержителя. (30-35) Медный сплав, литье, чернь. Вторая половина XII – первая полови на XIII в. / Иконка с изображением образа Спаса Нерукотворенного. (36) XV – начало XVI в. Оловянистый сплав, литье.

(Табл. III.II.) Иконки с изображением Господа Вседержителя. (30-35) Медный сплав, литье, чернь. Вторая половина XII – первая полови на XIII в. / Иконка с изображением образа Спаса Нерукотворенного. (36) XV – начало XVI в. Оловянистый сплав, литье.


Две иконки-привески с изображением Спаса на Престоле, вошедшие в Каталог (табл. III, 34, 35), имеют киотчатую форму (тип 4), являются репликами одного и того же прототипа и датируются XII – первой половиной XIII в. Одна из них найдена на исторической территории Киевской Руси.

Подгруппа I.Г. Иконки с изображением Нерукотворенного Образа Спаса.


По христианскому преданию, известному с IV в., Нерукотворенный образ Спаса – лик Христа на убрусе (плате) – был запечатлен для царя Эдессы после того, как посланный им худож ник не сумел изобразить Христа. Христос умыл лицо, отер его убрусом, на котором остался отпечаток, и вручил убрус художнику. Таким образом, согласно преданию, убрус с ликом Спасителя стал первой в истории иконой Христа. В 944 г. эта икона была перенесена в Константинополь, а за тем иконография Нерукотворенного Образа Спаса была усвоена искусством Древней Руси (рис. 4.2). Одна из древнейших русских темперных икон с этим сюжетом – Новгородский Спас Нерукотворный – датируется второй полови ной XII в. (ред. В металлопластике образ Спаса Нерукотворенного получил большее распространение на нательных крестах XV - XVI вв., где изображался с вместе с избранными святыми, чем на иконках-привесках.)

Единственная иконка-привеска с изображением Нерукотворенного Образа Спаса, вошедшая в статью (табл. III, 36), имеет ромбовидную форму, происходит из Новгородской области и датируется XV – началом XVI в.


Автор: А.К. Станюкович
«Неизвестные памятники русской металлопластики. Миниатюрные иконки-привески XI–XVI веков.»


От редакции.

Изображения Христа на русских иконках-привесках XI–XVI вв. имеют много общих особенностей иконографии с изображениями Христа на русских нательных крестах того же периода, познакомиться с которыми вы можете в наших предыдущих материалах:
- Русские иконки-привески XI–XVI вв. с изображением Богоматери
- Стеклянные иконки-литики на территории СССР и России
- Редкие нательные кресты XV - XVI вв. с изображением Иисуса Христа и избранных святых
- Нательные килевидные кресты XV - XVI веков с образом Богородицы, Иисуса Христа и избранных святых
- Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








40285
20.09.2013 15:58
В закладки
Версия для печати

Комментарии

  • РоманБ 20.09.2013 16:27    

    Даже стыдно, но я почти ничего не слышал раньше о подобных иконках. А ведь симпатично смотрятся, и качество работ на уровне.

  • Александр Косых 20.09.2013 18:15    

    Очень интересно смотрятся, хотя лик едва угадывается. Тоже впервые слышу о таких иконках-привесках, а ведь они имеют самые разнообразные изображения.

  • sandalini 20.09.2013 19:25    

    Одиннадцатый век. Только что произошло крещение Руси светлым князем Владимиром. Культура Руси еще совсем языческая. И это чувствуется в изображениях на медальонах.

  • Lyolya 20.09.2013 21:59    

    В то время подобные изображения играли очень большую роль в жизни людей, давали ощущение причастности к божественному. Подумать только, ведь это было почти 1000 лет назад.

  • Olya Vasileva 21.09.2013 22:03    

    Очень интересные иконки-подвески. Да, в те далекие давние века были хорошие мастера своего дела, которые отчеканивали такие красивые иконки!






Смотрите также