Живопись   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0
Арт    



Поль Гоген «Ван Гог рисует подсолнухи» 1888 г. Холст, масло. 73 x 91 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды

Поль Гоген «Ван Гог рисует подсолнухи» 1888 г. Холст, масло. 73 x 91 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды

«Ваза с пятнадцатью подсолнухами» Ван Гога – одна из самых знаменитых его картин, однако, их яркие лепестки скрывают весьма трагичную историю.
Начавшись с «Подсолнухов», «Подсолнухами» она и закончилась...

Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 93х73. Национальная галерея. Лондон

Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 93х73. Национальная галерея. Лондон


Чем больше смотришь на «Подсолнухи», тем более странной кажется эта светлая и завораживающая картина.
Но как может возникнуть такой эффект в отношении столь банального предмета, как ваза с цветами?

Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, поэтому и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком.
Он был одержим темой подсолнухов на протяжении всего творческого пути от ученика до мастера, возвращаясь к ней одиннадцать раз. Рисовал бутоны, только что раскрывшиеся цветы, цветы на пике их природной красоты, а также увядшие цветы. На подсолнухах Ван Гог изучал форму, текстуру, а главное – цвет, к которому у него всегда было особое отношение.

Подсолнухи положили начало весьма противоречивому творческому союзу двух великих мастеров – Ван Гога и Поля Гогена.
Именно эта фатальная дружба сначала вдохновит Ван Гога на создание своих шедевров, а потом приведет к трагическому разрыву и фактически уничтожит его.

Парижская серия подсолнухов


Весной 1886 года Винсент Ван Гог, 32-летний сын проповедника из Голландии, приехал в Париж в надежде стать художником.

Улица Лепик, 54. Здесь Ван Гог жил у своего брата Тео(1886-1888)

Улица Лепик, 54. Здесь Ван Гог жил у своего брата Тео(1886-1888)


Целый год он рисовал там все, что видел вокруг.

Ван Гог. Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик. 1887. Масло. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды

Ван Гог. Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик. 1887. Масло. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды


В конце лета сады Монмартра полыхали огнем последних подсолнухов.




Винсент сорвал несколько цветков и начал свой первый опыт с подсолнухами, за ним последовало еще три.

На всех работах парижской серии изображены лежащие цветы подсолнуха. От срезанных цветов с увядающими лепестками веет печалью, хотя в них есть еще сила, сопротивляющаяся увяданию.
Потрясающе удачная комбинация – увядающие цветы на ярком фоне.

Два срезанных подсолнуха.  Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 42х6 Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

Два срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 42х6 Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.


В ноябре 1887 года в одном из ресторанов организовали выставку картин местных художников, для нее Ван Гог отобрал четыре свои картины с подсолнухами.
Заглянувший на выставку Поль Гоген обратил на них внимание, отметив виртуозность изображения столь необычного объекта и символический смысл картин.

Четыре срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 60х100. Отерло, Кроллер-Моллер Музей

Четыре срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 60х100. Отерло, Кроллер-Моллер Музей


Ван Гог был счастлив. Еще бы – его работы заметил художник, которого он боготворил!
Между ними завязалась дружба, в щедром порыве Ван Гог отдал Гогену две своих работы с выставки.

Сияние желтого в Арле


Через некоторое время Ван Гог отправился на юг Франции, в Прованс, чтобы присмотреть там подходящее место для студии, и он находит его в Арле. Обилие света, солнца и ярких красок приводят его в восторг.
Свое новое жилище здесь художник называет «желтым домиком» и пишет о нем брату: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».




Но аскетические условия жизни и одиночество заставляют его искать соратников.
Ван Гог мечтал, что под крышей этого дома соберутся и будут творить и другие художники, для этой цели он снимал здесь целых четыре комнаты.
Ван Гог пишет письмо Гогену, надеясь в его лице найти поддержку, и Гоген обещает приехать.

Готовясь к встрече со своим кумиром, Ван Гог лихорадочно работал, создавая по картине в день - как школьник, ожидающий похвалы от учителя.
Он с необычайной остротой чувствовал цвет и особенно любил желтый, а здесь его было в избытке. Поэтому Ван Гог так радовался переезду.
Все его картины, написанные здесь, утопают в желтом – поля и луга, снопы соломы и стога, огни ночного города, солнце, звезды, даже шляпа и самый обыкновенный стул.
Художник стремится добиться нужного оттенка и свечения своего любимого цвета.

Вид на Арль с пшеничного поля  Июнь 1888 год . Холст, масло. Париж, Музей Родена

Вид на Арль с пшеничного поля Июнь 1888 год . Холст, масло. Париж, Музей Родена

Стога сена в Провансе  Июнь 1888 года . Холст, масло . Оттерло, Музей Кроллер-Мюллер

Стога сена в Провансе Июнь 1888 года . Холст, масло . Оттерло, Музей Кроллер-Мюллер

Ночное кафе на площади Ламартин в Арле  Сентябрь 1888 года . Холст, масло. Нью-Хейвен (штат Коннектикут, США), Художественная галерея Йельского Университета

Ночное кафе на площади Ламартин в Арле Сентябрь 1888 года . Холст, масло. Нью-Хейвен (штат Коннектикут, США), Художественная галерея Йельского Университета

Красные виноградники  Ноябрь 1888 года . Холст, масло. Москва, Музей им А.С.Пушкина

Красные виноградники Ноябрь 1888 года . Холст, масло. Москва, Музей им А.С.Пушкина

Автопортрет в соломенной шляпе с трубкой  Сентябрь 1888г. Холст, масло. Кеймбридж (штат Массачусетс, США), Музей изобразительного Искусства Фогг, Гарвард

Автопортрет в соломенной шляпе с трубкой Сентябрь 1888г. Холст, масло. Кеймбридж (штат Массачусетс, США), Музей изобразительного Искусства Фогг, Гарвард

Кресло Винсента и его курительная трубка  Декабрь 1888 года . Холст, масло. Лондон, Национальная Галерея

Кресло Винсента и его курительная трубка Декабрь 1888 года . Холст, масло. Лондон, Национальная Галерея

Серия картин с подсолнухами в Арле


Несмотря на одиночество, это была самая счастливая и плодотворная пора его жизни, и Ван Гог снова вернулся к своим любимым подсолнухам, только теперь он рисовал их в вазах.

Три подсолнуха в вазе.  Арль, август 1888. Холст, масло, 73х58. Частное собрание, США

Три подсолнуха в вазе. Арль, август 1888. Холст, масло, 73х58. Частное собрание, США


Натюрморт пять подсолнухов в вазе  Август 1888 года . Холст, масло. Уничтожена при пожаре во время Второй Мировой Войны

Натюрморт пять подсолнухов в вазе Август 1888 года . Холст, масло. Уничтожена при пожаре во время Второй Мировой Войны


Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 91х72. Мюнхен, Новая Пинакотека, Германия

Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 91х72. Мюнхен, Новая Пинакотека, Германия


И вот, нарушив все существовавшие теории контрастов, он создает свой бесспорный шедевр, «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» – яркие желтые цветы на ярком желтом фоне. Желтое на желтом - тогда это считалось немыслимым, но почему-то сработало.

Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 93х73. Национальная галерея. Лондон

Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 93х73. Национальная галерея. Лондон


Но гений Ван Гога виден не только в подборе цвета. Рентгеновское исследование этой картины показало потрясающее разнообразие приемов нанесения краски.

Наконец Гоген приехал, картина ему очень понравилась.
Но в процессе дальнейшего общения оказалось, что их взгляды на живопись кардинально различаются. Ван Гог считал, что рисовать надо то, что видишь, а Гоген говорил – все надо брать из головы.
Ван Гог попробовал рисовать без натуры, но в вымышленном мире ему было некомфортно.

Напряженность их отношений видна даже на портрете Гогена, нарисованном Ван Гогом в то время - у Гогена практически не видно лица, не захотел Ван Гог его рисовать...

Винсент Ван Гог. «Поль Гоген (Человек в красном берете)» 1888 г. Джут, масло. 37.0 x 33.0 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.

Винсент Ван Гог. «Поль Гоген (Человек в красном берете)» 1888 г. Джут, масло. 37.0 x 33.0 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.


Гогена утомили бесконечные споры. Их трения достигли предела, отношения зашли в тупик, и он решил покинуть Арль.

Мечты Ван Гога о братстве, как спасении от нищеты и одиночества, разрушились, и за этим последовало самое известное в мире искусства членовредительство.

   Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой  Январь 1889г. Холст, масло. Частная коллекция

Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой Январь 1889г. Холст, масло. Частная коллекция


Через две недели, проведенные в психиатрической больнице, Ван Гог вернулся домой и нашел там письмо от Гогена, в котором тот просил подарить ему «Подсолнухи».
Ван Гог незамедлительно ответил ему – отказом, но пообещал сделать точную копию картины.
И в январе он пишет три копии – одну с «Вазы с пятнадцатью подсолнухами» и две – с «Вазы с двенадцатью подсолнухами».

До конца так и не придя в себя, Ван Гог прожил после этого лишь полтора года.

Два его самых знаменитых полотна с подсолнухами хранятся в Лондоне и Мюнхене.




Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







6135
14.10.2017 18:02
В закладки
Версия для печати





Загрузка...




Смотрите также



Загрузка...

 
facebook

Нажмите “Нравится”, чтобы присоединиться к Kulturologia.ru в социальной сети Facebook.



Мне уже нравится Культурология