История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 3
+3
-1 0
Разное    

Бесцензурное народное балагурство.

Бесцензурное народное балагурство.

Лубочные картинки появились на Руси в середине XVII века. Сначала их называли «фряжскими картинками», позже «потешными листами», а потом «простонародными картинками» или «простовиками». И лишь со второй половины 19 века их стали именовать «Лубками». Огромный вклад в собирательство картинок внёс Дмитрий Ровинский, издавший сборник «Русские народные картинки». В нашем обзоре 20 лубочных картинок из этого сборника, разглядывать которые можно бесконечно, открывая для себя много занятного, нового и интересного.


Баба прядёт.

Баба прядёт.


Tempora mutantur (времена меняются) гласит латинская пословица. Ещё в первой половине 20-го века всё народное считалось недостойным внимания интеллигентных и просвещённых людей, а сами учёные считали унизительным интересоваться, например, лубочными картинками. В 1824 году известный археолог Снегирев, который написал статью о лубочных картинках и намеревавшийся прочитать ее в заседании «Общества любителей российской словесности» был обеспокоен, что «некоторые из членов сомневаются, можно ли допустить в Обществе рассуждение о таком пошлом, площадном предмете».

Мужик лапти плетёт.

Мужик лапти плетёт.


Муж жену уговаривает.

Муж жену уговаривает.


Мало этого, ещё в 1840-х годах Белинскому приходилось энергично защищать Даля от аристократов, которые порицали писателя за любовь к простонародью. «Мужик — человек, и этого довольно — говорит Белинский, — чтоб интересовались им так же, как и всяким барином. Мужик — наш брат по Христу, и этого довольно, чтобы мы изучали его жизнь и его быт, имея в виду их улучшение. Если мужик не учен, не образован, это не его вина», - писал Белинский.

Неверная жена.

Неверная жена.


Муж жену бьёт.

Муж жену бьёт.


Но даже в то время были счастливые исключения – личности, которым было под силу выполнить настоящие богатырские подвиги вопреки общественным табу. Примером такого подвига является труд Ровинского «Русские народные картинки».

Кот.

Кот.


Медведь с козой.

Медведь с козой.


«Русские народные картинки» - это три тома атласа и пять томов текста. К каждому тексу прилагается яркая лубочная картинка. Первый том атласа вмещает «Сказки и забавные листы», второй – «Исторические листы», третий – «Духовные листы». Атлас, чтобы избежать цензуры, был издан всего в 250 экземплярах. Текстовые тома – приложение к атласу. В трёх первых дано описание собранных в атласе картинок. Необходимо отметить, что каждое описание выполнено подробнейшим образом с соблюдением орфографии оригинала, указанием на более поздние образцы, указывались размеры картинки и способ гравировки. Всего в книге описано около 8000 картинок.

Дурак и дура.

Дурак и дура.


Драка.

Драка.


Четвёртый том – ценный материал для различных справок, которые могут потребоваться в работе. Четвертый том текста «заключает в себе примечания к описаниям, напечатанным в первых трех книгах, и некоторые добавления о картинках, вновь приобретенных мною,— говорил Ровинский, — после отпечатания первых трех книг». Вторая половина этого тома – алфавитный указатель ко всему изданию.

Вор.

Вор.


Музыкант.

Музыкант.


Пятый том делится на пять глав:
• Глава 1. Народные картинки, резанные на дереве. Гравирование на меди.
• Глава 2. Откуда наши граверы заимствовали переводы (оригиналы) для своих картинок. Пошиб, или стиль, рисунка и сочинения в народных картинках. Раскраска старинных народных картинок была весьма тщательная. Заметки о народных картинках на Западе и у народов восточных, в Индии, Японии, Китае и на Яве. Народные картинки, гравированные черной манерой.
• Глава 3. Продажа народных картинок. Назначение и употребление их. Надзор за производством народных картинок и цензура их. Цензура царских портретов.
• Глава 4. Женщина (по взглядам Пчелы). Женитьба.
• Глава 5. Учение в старые годы.
• Глава 6. Календари и альманахи.
• Глава 7. Легкое чтение.
• Глава 8. Легенды.
• Глава 9. Народные увеселения. Пьянство. Болезни и лекарства против них.
• Глава 10. Музыка и пляска. Театральные представления в России.
• Глава 11. Шутовство и шуты.
• Глава 12. Шутовские листы на иностранцев. Карикатуры на французов в 1812 году.
• Глава 13. Народное богомолье.
• Глава 14. Картинки изданные по распоряжению правительства.

Даже и такое краткое оглавление указывает на бесконечное разнообразие содержания народной картинки. Лубочная картинка заменяла для народа газету, журнал, повесть, роман, карикатурное издание - все то, что должна бы была давать ему интеллигенция, смотрящая на него как на одного из своих меньших братьев.

Женская баня.

Женская баня.


Раскольник и цирюльник.

Раскольник и цирюльник.


Народные картинки стали называть лубочными вначале 20-го века. Название это учёные толкую по-разному. Одни считают, что это производная о слова «луб», на котором резали первые картинки, другие говорят о лубочных коробах, в которые укладывали картинки для продажи, а, по мнению Ровинского, слово лубочный относилось ко всему, что делалось непрочно, плохо, на скорую руку.

Карлик и карлица.

Карлик и карлица.


Высокие причёски.

Высокие причёски.


На Западе гравированные картинки появились еще в XII веке, и они были самым дешёвым способом донеси до народа изображения святых, Библию и Апокалипсис в картинках. В России гравирование началось в одно время с книгопечатанием: уже к первой печатной книге «Апостол», которая вышла в 1564 году, была приложена и первая гравюра – изображение евангелиста Луки на дереве. Отдельными листами лубочные картинки стали появляться только в XVII веке. Это начинание поддерживал сам Пётр I, который выписывал из-за границы мастеров и платил им жалование из казны. Прекратилась такая практика только в 1827 году.

Райская птица Алконост.

Райская птица Алконост.


Во второй половине XVIII века резанием досок для народных картинок занимались серебряники в селе Измайлово. Они резали картинки на дереве или меди, а печатались картины на фигурной фабрике Ахметьева в Москве, у Спаса во Спасском. Работали печатники и в Ковровском уезде, во Владимирской губернии, в деревне Богдановке, а также в Почаевском, Киевском и Соловецком монастырях.

Прусаки дерутся с русскими.

Прусаки дерутся с русскими.


Животное, найденное в Испании.

Животное, найденное в Испании.


Тематику для рисунков старинные граверы брали с изображений в церквях или со стен царских палат. В XVIII веке было сделано множество снимков с немецких, французских и итальянских картинок. Достаточно часто к ним дописывали доморощенный текст, который иногда совершенно не подходил к содержанию картинки.

Угощение Наполеона в России.

Угощение Наполеона в России.


Купить лубочные картинки можно было в Москве в проломах у Никольской улицы, у церкви Гребневской Божьей Матери, у Троицы Листов, у Новгородского подворья и главным образом у Спасских ворот. Достаточно часто их покупали вместо деревянных образов, а также для научения детей.

Французский вояжер в 1912 году.

Французский вояжер в 1912 году.


Сначала картинки не подпадали под цензуру, но с 1674 года появляются указы о запрете таких картинок. Но народные картинки по-прежнему издавались и продавались, не желая знать ни о каких запрещениях, ни о каких указах. В 1850 году, по Высочайшему приказу, «московский генерал-губернатор граф Закревский, приказал заводчикам народных картинок уничтожить все доски, не имевшие цензурного дозволения, и впредь не печатать таковых без оного. В исполнение этого приказания заводчики собрали все старые медные доски, изрубили их при участии полиции в куски и продали в лом в колокольный ряд. Так и прекратило свое существование бесцензурное народное балагурство».

Исторические ценности всегда интересовали учёных. Так и сегодня существует 10 легендарных артефактов из мифов разных стран, которые археологи ищут по сей день и не теряю надежды найти.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








23005
8.07.2015 22:58
В закладки
Версия для печати




Смотрите также