Темные инфернальные визии Шарунаса Сауки

В картинах литовского художника Шарунаса Сауки всё предельно обнажено - любовь и смерть, всевозможные инверсии и патологии сплелись воедино, являясь своеобразным подтверждением теории прозревшего с возрастом великого З. Фрейда об "Эросе и Танатосе", гласящей, что "человек - это существо, основным инстинктом которого является не секс, а подсознательное стремление к смерти".

Шарунас Саука 'АД'



При пристальном наблюдении работ Ш. Сауки возникает иллюзорно-мистическая атмосфера, подобно линчевскому "Twin Peaks" - городку, где реальность и сновидения существовали в одном измерении.



Темные инфернальные визии Шарунаса Сауки
Созерцающий взгляд художника пронзает насквозь и торжественно открывает картину голой экзистенции. Под его взглядом рушатся все грани, определения теряют смысл - это сон или реальность, миф или действительность, сумасшествие или озарение?! И то, и другое. Художник понимает, что он предлагает нам опасную игру и очень часто смотрит сам робким и виноватым взглядом из своих картин. Другого выхода нам не дано, как будто говорит он нам - только обнаженному дано пройтись через дно человеческого опыта (столь много в его картинах наготы, доведенной до анатомического и физиологического уровня) и принести самого себя как жертву за безответственные иллюзии и самонадеянность рода человеческого!
Саука очень часто изображает жертвоприношение, детально и внушительно показывает сцены адских страданий, пытаясь доказать, что единственный путь к истине - через чистилище. Кажется, что художник там и останется, ожидая нового спада в сознании современного человека, готовясь к новой расплате своим творчеством. А что он предлагает нам?


Для каждого, кто остановился у его картин, и кто осмелился задуматься над ними, открывается перспектива духовного творчества - это искусство, порождающее духовную свободу в нас. Отбросив лживую красоту повседневной рутины, мы натыкаемся на отблеск блаженной надежды, или ужас возмездия...





Темные инфернальные визии Шарунаса Сауки
Сколько раз не смотрел Сауку "живьем", столько раз и уходил с тяжелым сердцем. Мясо и анабиоз. В нем не проглядывается даже страдание, только безразличная кома. О "Отблеске Надежды" говорить, конечно, приходится с большой натяжкой.
Талант ? Вне всякого сомнения. Ибо притягивает взор и мимо просто не пройдешь. Никому не больно. Никому не страшно. Ни похоти, ни зверства. Безразличие к себе и ко всем.
"Темные инфернальные визии", "грамматика демонической стилизации", вот лишь некоторые определения, которыми пользуются литовские журналисты-публицисты, когда пишут о Шарунасе Сауке.


