Блог проекта Культурология.Ру   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    

От Абрамцево до Талашкино: Великолепная самобытная мебель эпохи модерн

От Абрамцево до Талашкино: Великолепная самобытная мебель эпохи модерн

В конце XIX века в Европе возник новый стиль, в России он был назван «модерном». Лозунгами времени стали эстетическое наполнение бытовой среды и общедоступность красоты, что повлекло за собой расцвет декоративно-прикладного искусства. Мастера стремились все создаваемые ими даже с утилитарной целью предметы превращать в произведения искусства, особенно это касалось производства мебели. Однако русский модерн в этой сфере был довольно самобытным явлением.

С модерном на смену симметрии, прямолинейности и геометрическим формам пришли изящные асимметричные формы с естественными или причудливыми изгибами и обтекаемым контуром. В качестве украшения широко использовались разнообразные растительные орнаменты, символизирующие возвращение к естественности живой природы.

Русский модерн

Русский модерн


Новый стиль пришел в Россию в то время, когда здесь было сильно увлечение
древним искусством и народным творчеством, коснулось это и производства мебели. В связи с этим в рамках модерна возникло течение с национально-романтическим уклоном, которому впоследствии дали название «неорусский стиль». Многие известные художники работали в этом направлении, что и определило самобытность русского модерна.

Если инициаторами возникновения нового стиля в Европе явились архитекторы, то его творцами в России, совсем не случайно, были талантливые живописцы.

Одним из образцов становления зарождающегося "русского стиля" в производстве мебели является знаменитое кресло Шутова, созданное им в 1870 году. Детали этого кресла, казалось, были взяты с крестьянского двора: дуга от конской упряжи, топоры, рукавицы.

Кресло «Дуга, топор и рукавицы» работы мастера В.П.Шутова. 1870 год

Кресло «Дуга, топор и рукавицы» работы мастера В.П.Шутова. 1870 год


Самыми знаменитыми художественными центрами по возрождению русских народных традиций в эпоху модерна являлись Абрамцево, Талашкино и менее известный Сергиев Посад.

Абрамцево


Инициатором создания этого центра в своей подмосковной усадьбе был знаменитый меценат С. И. Мамонтов, который поддерживал идею развития национального искусства, а возглавляла мастерские Елена Поленова, сестра известного художника.

Елена Поленова и Савва Иванович Мамонтов (художник Илья Репин)

Елена Поленова и Савва Иванович Мамонтов (художник Илья Репин)


Свои идеи для создания мебельных образцов она черпала во время поездок по российским деревням, из которых она всегда привозила зарисовки и эскизы различных орнаментов с предметов крестьянского быта.

В мамонтовский кружок входили такие художники, как И. Репин, В. Поленов, М. Врубель, М. Нестеров, И. Билибин, братья Васнецовы и др.

Абрамцевская мебель пользовалась очень большим спросом, а просуществовал центр до революции.

Поленова Е.Д. Шкафчик по её проекту. Дерево (липа), роспись. 1885. Абрамцевская столярная мастерская.

Поленова Е.Д. Шкафчик по её проекту. Дерево (липа), роспись. 1885. Абрамцевская столярная мастерская.

Поленова Е.Д. Настенный шкафчик по её проекту. Дерево (дуб). 1880-е годы. Абрамцевская столярная мастерская.

Поленова Е.Д. Настенный шкафчик по её проекту. Дерево (дуб). 1880-е годы. Абрамцевская столярная мастерская.

. Деревянный настенный шкафчик, изготовленный абрамцевскими столярами и резчиками по проекту художницы Елены Поленовой в 1880-х гг.

. Деревянный настенный шкафчик, изготовленный абрамцевскими столярами и резчиками по проекту художницы Елены Поленовой в 1880-х гг.

Стул резной конец 19 века. дуб, Абрамцево

Стул резной конец 19 века. дуб, Абрамцево

Абрамцево, 1910-е гг., проект Н. Я. Давыдовой. Липа, резьба, тонировка, разделка красками, матовая полировка. Размеры: 100х83х20 см.

Абрамцево, 1910-е гг., проект Н. Я. Давыдовой. Липа, резьба, тонировка, разделка красками, матовая полировка. Размеры: 100х83х20 см.

Шкафчик настенный, угловой (аптечка). Липа, проект Е.Д. Поленовой, 1900-е г.

Шкафчик настенный, угловой (аптечка). Липа, проект Е.Д. Поленовой, 1900-е г.

Шкафчик с гранатовыми ветками, малый, Абрамцево. Русский стиль нач. ХХ-го в. Абрамцевские кустарные мастерские, по эскизу Е.Д. Поленовой. Липа, резьба, тонировка, подкраска. Размеры: 39х27х14 см.

Шкафчик с гранатовыми ветками, малый, Абрамцево. Русский стиль нач. ХХ-го в. Абрамцевские кустарные мастерские, по эскизу Е.Д. Поленовой. Липа, резьба, тонировка, подкраска. Размеры: 39х27х14 см.

нач. ХХ-го в. Абрамцевские кустарные мастерские, по эскизу Е.Д. Поленовой. Липа, резьба, тонировка, подкраска. Размеры: 36х29х15 см.

нач. ХХ-го в. Абрамцевские кустарные мастерские, по эскизу Е.Д. Поленовой. Липа, резьба, тонировка, подкраска. Размеры: 36х29х15 см.

Абрамцево, начало XX века

Абрамцево, начало XX века

Табурет. Абрамцевские мастерские для Кустарного музея, 1910-й год. Проект С.В. Малютина. Дуб, резьба,тонировка, матовая полировка. Размеры:45х40х40

Табурет. Абрамцевские мастерские для Кустарного музея, 1910-й год. Проект С.В. Малютина. Дуб, резьба,тонировка, матовая полировка. Размеры:45х40х40


Талашкино


Уже позже, в 1900 году, в усадьбе княгини М.К. Тенищевой в Талашкино под Смоленском был организован новый центр.

Портрет княгини М.К. Тенищевой (художник А.П. Соколов) и ее усадьба в Талашкино

Портрет княгини М.К. Тенищевой (художник А.П. Соколов) и ее усадьба в Талашкино


Н.Рерих, часто приезжавший в Талашкино, писал: «Такие уголки, как Талашкино, – это настоящие устои национального развития мысли и искусства; сколько самобытности они могут пролить на обед­невший ее народ русский».

Руководителем мастерских вначале был С.Малютин, а позже - А. Зиновьев. Над проектами мебели для этих мастерских работали художники М. Врубель, Н. Рерих, В. Васнецов, К. Коровин и др., их творчество отличалось подлинно ренессансным подходом. Для мебели, производимой здесь, были характерны поэтизированные сказочные мотивы, растительные орнаменты, фантастические образы птиц.



Талашкино.1900 гг. Проект С.В. Малютина.

Талашкино.1900 гг. Проект С.В. Малютина.

Шкафчик (аптечка). Талашкино, проект А. П. Зиновьев, выполнен А. Мишоновым. Берёза, резьба, тонировка, подкраска, 1909 г.

Шкафчик (аптечка). Талашкино, проект А. П. Зиновьев, выполнен А. Мишоновым. Берёза, резьба, тонировка, подкраска, 1909 г.

К сожалению, просуществовали талашкинские мастерские совсем недолго, в 1905 году они прекратили свою деятельность.

Сергиев Посад


Сергиев Посад, проект Н. Я. Давыдовой, 1910-е годы. Берёза, резьба, тонировка, разделка красками, матовая полировка. Размеры 630х400х190 мм.

Сергиев Посад, проект Н. Я. Давыдовой, 1910-е годы. Берёза, резьба, тонировка, разделка красками, матовая полировка. Размеры 630х400х190 мм.

Сергиев Посад.Липа, Выжигание, басма,ткань, стразы разделка красками, тонировка, матовая полировка. Размеры 53,7х30,5х23 см.

Сергиев Посад.Липа, Выжигание, басма,ткань, стразы разделка красками, тонировка, матовая полировка. Размеры 53,7х30,5х23 см.

Шкаф-угольник. По проекту М.К. Амосова, 1910-е. Сосна, липа, резьба, тонировка

Шкаф-угольник. По проекту М.К. Амосова, 1910-е. Сосна, липа, резьба, тонировка

Сергиев Посад, проект Н.Я. Давыдовой, 1910 годы. Береза, резьба, тонировка, разделка красками, матовая полировка. Размеры 630х400х190 мм.

Сергиев Посад, проект Н.Я. Давыдовой, 1910 годы. Береза, резьба, тонировка, разделка красками, матовая полировка. Размеры 630х400х190 мм.

ПОЛОЧКА.Сергиев Посад, проект Е.Теляковского, 1900 годы .Береза, резьба, тонировка, раскраска, матовая полировка. Размеры 45,5х61,5х18 см.

ПОЛОЧКА.Сергиев Посад, проект Е.Теляковского, 1900 годы .Береза, резьба, тонировка, раскраска, матовая полировка. Размеры 45,5х61,5х18 см.

Сергиев Посад, 1910 г.Береза, резьба, тонировка, разделка красками, матовая полировка. Декорирование басмой и стразами. Размеры 83х21х21 см.

Сергиев Посад, 1910 г.Береза, резьба, тонировка, разделка красками, матовая полировка. Декорирование басмой и стразами. Размеры 83х21х21 см.

Сергиев Посад, полка Святое воинство, проект Н.Рериха, 1900-е

Сергиев Посад, полка Святое воинство, проект Н.Рериха, 1900-е


Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








31233
3.08.2017 14:50
В закладки
Версия для печати




Смотрите также